Строительные материалы: КАМЕНЬ

В древнерусском зодчестве широко применяли камень. Для фундаментов обычно использовали валуны, как крупные, так и довольно мелкие. При смешанной кладке стен в памятниках эпохи Киевской Руси употребляли крупные необработанные камни: кварцит, гранит или гнейс, с более или менее плоскосколотой лицевой поверхностью. (Викторов А. Каменоломни Древней Руси // Архитектура и строительство Москвы. 1987. №8. С. 29 .) В тех же случаях, когда в памятниках конца XII в. камни в кладке стен играли только декоративную роль (гродненская архитектурная школа, церковь Василия в Овруче), подбирали экземпляры различного цвета. Лицевая поверхность таких камней делалась плоской и подшлифовывалась (рис. 31). В отдельных случаях лицевая поверхность шлифовалась даже на три грани (рис. 32). (Викторов А. Каменоломни Древней Руси // Архитектура и строительство Москвы. 1987. №8. С. 29 .)

В памятниках Киева, Чернигова и Переяславля XI и частично XII в. в качестве декоративного материала широко применяли так называемый красный шифер, т. е. пирофиллитовый сланец. Камень этот использовали для карнизных плит, покрытия пола, парапетов хор и т. д. В первой половине XII в. красный шифер применяли и в полоцком зодчестве. Пирофиллитовый сланец имеет выходы в районе г. Овруча, где существовали каменоломни для его добывания: пирофиллитовый сланец встречается также и на Днепре севернее Киева. (Оссовский Г. О. Откуда привозили красный шифер, встречаемый как в древних храмах, так и в других памятниках Киева // Тр. III археол. съезда. Киев, 1878. Т. 2. С. 159. О районах, где имеются месторождения пирофиллитового сланца, см. напр. Левицкая В. И. Материалы исследования палитры мозаик Софии Киевской // Визант. временник. 1963. Т. 23. С. 143, примеч. 51 .) Помимо того что камень этот очень удобен в обработке, он обладает красивым цветом — различными оттенками лилового, фиолетового, реже — розового. Очень возможно, что византийские зодчие начали применять красный шифер на Руси из-за его сходства по цвету с популярным в Византии пурпуром. (О роли пурпура в византийской культуре см. Бычков В. В. Византийская эстетика. М. 1977. С. 103 .) В Смоленске, где пирофиллитовый сланец не употребляли, в ряде памятников отмечено наличие плит красновато-лилового песчаника, очевидно использовавшегося взамен красного шифера.

В памятниках новгородского зодчества применяли местную известняковую плиту. В новгородской Софии и памятниках первой половины XII в. в кладку обычно шли плиты, высеченные из плотного светло-серого известняка. Позднее, во второй половине XII—начале XIII в. употребляли и более пористый ракушечник бурого, красноватого и зеленоватого цветов. (Штендер Г. М. Древняя строительная техника как метод изучения русского зодчества // Архитектурное наследие и реставрация. М. 1986. С. 13 .) Плиты обрабатывали лишь начерно, без точной их отески. Размер плит обычно около 15—20 см по высоте, иногда доходит до 30 см.

This entry was posted in Камень как строительный материал and tagged , . Bookmark the <a href="http://pr21vek.ru/stroitelnye-materialy-kamen/" title="Permalink to Строительные материалы: КАМЕНЬ" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.